История завода
Белый городок ведёт свою историю с 1366 года, когда Тверской князь Михаил Александрович построил крепость и ряд оборонительных сооружений на правом берегу Волги, в районе устья реки Хотча. Крепость была сооружена из белого камня, откуда, скорее всего, и пошло название города. В 1612 году, в период смуты, Белый Городок был полностью сожжён польскими интервентами. Однако в конце 17 века был заново отстроен уже в качестве посёлка речников, и специализировался на ремонте купеческих судов. Так продолжалось вплоть до обмеления Волги в 18 веке. Торговый путь на Москву был прерван, вместе с этим пришёл в упадок и сам город.
Новый толчок в развитии наступил в 1939 году, когда было одобрено строительство Белогородского судостроительного завода. В стране реализовывался грандиозный план «Большая Волга». Реконструкция реки должна была превратить Волгу в главную транспортную артерию, связать её каналами с морями и реками Европейской части страны, стать источником тысяч киловатт электроэнергии. Нужны были и суда.
На государственную стройку направили 500 заключённых, но работа длилась недолго. Во время Великой Отечественной войны все люди, оборудование и имущество стройучастка было эвакуировано в Нижне-Услонские мастерские, близ Казани.
В 1942 году работы возобновились. К 1948 году было завершено строительство слипа и основных цехов. С того момента Белогородский судостроительный завод вошёл в состав Московского речного пароходства.
Верфь занималась обслуживанием грузового и буксирного флота, строительством барж грузоподъёмностью 4500 тонн, теплоходов типа «Окский» и мотозавозен.
На пике своего развития на заводе работало 2500 человек и строилось 2-3 сухогрузных теплохода типа «Окский», а также 3-4 баржи в год.
В 70-80-х годах завод начал строительство земснарядов. Всего было построено пять единиц судов этого типа проекта Р109, и 5 модернизированных - проекта 81390. Однако работы по пятому судну так и не были завершены, сейчас решается вопрос о его достройке.
Из судов единичной постройки примечательна баржа для перевозки ракет стратегического назначения.
Кроме того, на верфи было освоено производство изделий не только судового машиностроения: это изготовление грейферов различного назначения, водогрейных и утилизационных котлов, якорно-швартовых и буксирных лебёдок. Производство всей этой номенклатуры сохранилось до сих пор.
Всего за время своего существования, предприятием было отремонтировано более 7000 судов, в том числе 86 барж, 73 сухогрузных теплоходов проекта 559Б и Р97, типа «Окский», 3809 котлов КАУ1,7 и КАУ4,5. В конце 80-х годов судоверфь занималась изготовлением небольших буксиров, проводила модернизации, как частичные, так и полные, строила корпуса буксиров для «Damen Shipyards» проектов MultiCat 1908 и ASD Tug 2510.
В 90-е предприятию, как многим в стране, пришлось сменить основной профиль работы на производство металлоконструкций, гаражей, мебели, проводились сокращения сотрудников. И концу 90-х оно плавно подошло к банкротству. От окончательного развала верфь спас в 2005 году новый собственник.
Предприятие по-настоящему ожило только в конце декабря 2009 года, когда новый собственник сменил генерального директора, начал собирать сегодняшнюю команду, искать заказы. Тех людей, что когда-то ушли или попали под сокращения, нужно было возвращать. Некоторые уехали на судостроительные заводы в Рыбинск, Ярославль, за границу. Пока не появился основной костяк, была большая ротация кадров.
Свой статус «посёлка речников» Белый Городок несёт уже более 400 лет, а верфь отметила 70-летний юбилей. Трудности возникали и преодолевались на всём протяжении истории верфи. Главное - что предприятие продолжает работать и нацелено на результат. Ведь для жителей городка судостроение и судоремонт - это хлеб насущный, а не только «бизнес», «налоги» и «богатая история».