Судно, построенное на Белогородской судоверфи, готовится к передаче Всероссийскому научно-исследовательскому институту рыбного хозяйства и океанографии (ВНИРО) для проведения работ на Байкале в рамках федерального проекта «Сохранение озеро Байкал» нацпроекта «Экология».

Озеро Байкал не нуждается в особом представлении. Самое глубокое озеро планеты, по данным российской науки, служит домом для 1200 видов живых организмов, из которых 800 это эндемики, то есть, представлены только здесь. Без участия человека всё это многообразие живых существ может претерпевать серьёзные изменения и даже исчезнуть. Всесторонние исследования озера Байкал учёными позволят не просто сохранить уникальный природный объект, собрать коллекцию генетического материала ценных и частиковых видов рыб, но и, в перспективе, восстановить промысловый запас байкальского омуля.

Для проведения работ учёным нужно подходящее судно с современным оборудованием. Именно его – НИС «Викентий Зайцев» – построили белогородские корабелы по заказу Всероссийского научно-исследовательского института рыбного хозяйства и океанографии (ВНИРО). Судно носит имя Викентия Петровича Зайцева, который с 1956 по 1962 годы возглавлял ВНИРО и внёс большой вклад в развитие научной базы рыбного хозяйства нашей страны. Кстати, на церемонии закладки судна присутствовали внучка учёного Марианна и его правнук Александр.

Спуск судна на воду в 2024 году тоже прошёл при большом скоплении почётных гостей и повышенном внимании журналистов. «Важно, что именно на Байкале появляется судно такого класса и уровня. Оно позволит обеспечить полноценные исследования запасов водных биоресурсов Байкала, а также точнее спрогнозировать, что будет происходить с экологическим состоянием Байкала, поскольку ученые будут проводить не только ресурсные съемки, но другие виды исследований совместно с Российской академией наук», – подчеркнул тогда глава Росрыболовства Илья Шестаков.

А доктор экономических наук Кирилл Колончин, возглавляющий Всероссийское НИИ рыбного хозяйства и океанографии, пожелал семь футов под килем и отметил, что строительство судна стало возможно благодаря кооперации многих организаций по всей России: «Это пример, как можно всем миром сделать большое общее дело. Вместе с нашими подрядчиками, мы выполним ответственную задачу по сохранению биоразнообразия уникальной водной экосистемы Байкала. Со следующего года ученые на новом судне приступят к полномасштабной работе». После освидетельствования Российским классификационным обществом и полной передачи судна госзадание составит 60 судовых суток в год.

В августе 2025 года зампредседателя Правительства РФ Дмитрий Патрушев в рамках рабочей поездки в Иркутскую область побывал на судне «Викентий Зайцев». Высокий гость осмотрел основные функциональные зоны судна, включая главную палубу, современный траловый комплекс, жилые каюты для экипажа и научной группы, ситуационный центр, капитанский мостик, а также помещения, где будут размещены научные лаборатории.

Судно оборудовано эхолотом для проведения гидроакустической съёмки, современным траловым комплексом для оценки запасов водных биоресурсов, а также изучения структуры их популяций. Лаборатория на борту позволит ученым оперативно проводить первичный анализ материала.

Фото – пресс-служба ВНИРО

Для справки:

НИС проекта ТСК.550 «Викентий Зайцев» заложено 8 декабря 2022 года на заводе «Белогородская судоверфь» (Тверская область) по проекту ЗАО «Тюменьсудокомплект».

Стоимость строительства – 489,4 млн рублей.

Класс судна – «М 3.0 (Лёд 40) А» по классификации Российского речного регистра.

Длина – 36,3 м. Ширина – 7,3 м.

Высота борта в носовой оконечности, на миделе и в корме – 3 м.

Экипаж – 4 человека.

Спецперсонал (учёные) – 7 человек.

Водоизмещение – 314,6 тонн.

Автономность работы – 10 суток.

Энергетическая установка: два судовых дизеля ЯМЗ-240ПМ2-1 ТУ ТСК-052 и реверс-редуктора DMT-200HL.

Судовые дизель-генераторы: ДГР2А100/1500. Гидравлическая станция в составе дизель-редукторного агрегата СДРА-300.1 с насосом YL600.

Место базирования: порт «Байкал».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *